Как не сорваться, когда привычный мир рушится и остаться лидером для себя и сотрудников
Краткий гайд по самообладанию в стрессовой ситуации и антикризисному управлению командой. Вырабатываем коллективный иммунитет к самым неожиданным и пугающим новостям.
Анализируем проблемы по мере их поступления и принимаем решения в условиях неопределенности. Материал написан на основе опыта преодоления неопределенности в Банке Хоум Кредит, Сбере и других российских компаниях.
За последний месяц, наше инфополе координально изменило свой фон. Поток новостей с далеко идущими негативными последствиями заполнил медиапростарнство. В добавок, многие бизнесы оказались в ловушке неопределенности.
В таких обстоятельствах сильно страдает продуктивность и мотивация сотрудников, которые скованы страхом за грядущее будущее. Разрушены планы, убиты мечты. Тихая паника первых недель, у многих перерастает в травматический (апокалиптический) стресс. Поэтому, все чаще у сотрудников рабочие задачи отходят на второй план, проекты «зависают», а разум вместо повседневных рабочих задач мониторит происходящее.
Сначала диагностика:
Одним из жизненно важных качеств лидера в кризис является умение управлять своим ресурсным состоянием. Особенно когда всем без исключения тяжело, а запас собственной прочности близится к нулю.
В такой момент задача руководителя — точно определить свое состояние и дать оценку состоянию сотрудников. От точной диагностики зависит комплекс дальнейших мер, в том числе мер безопасности.
Поэтому сначала спросите себя: «В каком я состоянии, я в норме или нет? Готов ли я к этой нагрузке прямо сейчас? Буду ли я полезен команде?»
Если ответ — нет, нужно поднять заряд. Это операционная задача, и она решаема. О технике восстановления чуть позже, сначала диагностика.
Травматический (апокалиптический) стресс — — это многоуровневое состояние, которое возникает на пике стресса. Когда психологические, физиологические, адаптационные возможности человека на грани и рушат его привычный образ жизни.
Первая реакция на травмастресс — снижение активности, рассеянность, шок. Человек чувствует себя беспомощными, неспособными на что-то повлиять и изменить. На смену этому состоянию может прийти ужас или сильный страх, тревога, гнев, желание кого-то обвинить в происходящем. Может нарастать агрессия или прогрессировать депрессия. Здесь важна также работа службы безопасности на предмет форс-мажорных поступков под воздействием негативных эмоций.
Одинаково вредна для производительности: чрезмерная пассивность, также как и чрезмерная активность сотрудников
Проанализируйте состояние не только тех сотрудников, которые явно угнетены и стали хуже работать, но и тех, чья активность внезапно повысилась.
Повышенная активность, работа на износ также являются формой реагирования на стресс: человек начинает делать очень много. Берет на себя новые задачи, уходит в работу, забывая про сон, еду и отдых.
Нецелесообразно пользоваться такой ситуацией и дополнительно нагружать сотрудника задачами сверх меры — наоборот, стоит помочь ему притормозить. Если важно, чтобы человек не перегорел и не покинул компанию в том или ином состоянии.
Сохраняйте контроль над удаленными сотрудниками
При удаленной форме работы сотрудников не стоит ослаблять контроль. Напротив, ежедневная коммуникация: утром планерка, на которой ставятся простые понятные задачи, а вечером — краткий созвон для обсуждения итогов дня.
Концептуально, ваша задача — увидеть, как сотрудники реагируют: кто закрылся, кто в травматическом стрессе и на какой стадии. Если разговор происходит через Zoom, попроситt всех включить камеры, чтобы увидеть их лица.
Если сотруднику тяжело и он готов об этом поговорить, стоит провести с ним персональную встречу (лучше очно).
Важно транслировать, — «Я понимаю тебя, сам через это прохожу, поэтому я могу научить тебе с этим работать, на своем опыте. Все решаемо».
Не забывайте о технике «Переключение на позитив»
Спросите сотрудника о результатах дня. Если были продажи и хороший чек, узнайте как ему это удалось, что применял. Похвалите его или ее. Из этих капель позитива ткется полотно иммунитета к негативному фону вокруг.
Если команда объединена общим чатом — это нормально, но флуд на горячие темы лучше запретить.
Кризис — это шанс для руководителя заработать авторитет и уважение сотрудников!
- Вернувшись в ресурсное состояние, обязательно поговорите с коллективом. Наладьте с сотрудниками постоянную коммуникацию с помощью коллективных чатов, емайл рассылки и др.
- Траслируйте ваш настрой — ситуация сложилась уникальная, такого еще не было ни в одной развитой стране мира, поэтому реагировать и действовать нужно исходя из новой реальности.
- Сейчас нет шаблонов для копирки — найдите, что работает лично у вас. Смотрите вокруг, но старайтесь не подражать чужим стратегиям, иногда бывает как в пословице: «Что хорошо корпорации, — микробизнесу смерть». Распиаренный метод успеха сработал у одного из ста, и то, это был подставной. Анализируйте, не кидайтесь как лосось в лапы медведю.
- По-сути эволюция, возложила на россиян новую задачу: явить уникальное решение на нестрандартную ситуацию. Это здорово, это отвественность и своего рода азарт. Ни больше, ни меньше, а принять вызов эволюции. Обучаться, познавать новое в своей профессии и продолжать расти. Быть адаптивными!
- Расширяйте окно прозрачности (окно Джохари) — коммуницируйте с сотрудниками и клиентами. Это внесет в ваши взаимоотношения больше понимания и спокойствия. Неизвестность пугает, среди теней то и дело мерещутся самые ужасные страхи и надуманности. Держите всех в курсе.
Как помочь сотрудникам справиться с негативом и паникой?
- Ставьте понятные задачи с простыми критериями оценки. Загружайте делами, чтобы не было времени на юзание смартфона в поисках новостей и их интерпритаций в курилке.
- При острой необходимости, обеспечьте сотрудникам возможность получить психологическую помощь (например, по ДМС).
- Не вводите санкции за снижение эффективности.
- Постарайтесь очистить инфопространство компании от негативных новостей, сосредоточившись на позитивных моментах.
- Примите коллективное волевое решение — все новости, которые не касаются бизнеса — за борт. Ради всеобщего блага компании.
- Продайте сотрудникам идею улучшения сервисов или услуг компании — пусть каждый внесет свой вклад в улучшение того, что можно улучшить. Для этого запустите опросники. Позвольте сотрудникам принять участие в решении по их инициативам и возложите на них ответственность за эти реализации, минуя известный тезис «Инициатива наказуема». В сегодняшних обстоятельствах разумная инициатива будет иметь терапевтический эффект и для компании, и для коллектива.
- Внедряйте игротерапию и мозговые штурмы: 10 нестандартных применений ручки, листа А4, кирпича и др, описанные на бумаге и зачитанные вслух. Доза позитива точно будет! На территории продаж, можно потренировать свои навыки по продаже простых предметов, размять мозг в разных направлениях по примеру героя фильма «Волк с Уолл-стрит», без крайностей конечно же:))). Или поиграйте в «Шляпу». По правилам игры: коллега о коллеге пишет свое положительное и то, над чем хоошо бы поработать коллеге, по его/ее мнению. В нейтральной дружеской манере, чтобы никого не ранить. И также зачитайте вслух все написанное.
В период неопределенности — антикризисная коммуникации это стратегия самосохранения компании!
Сейчас важно держать регулярный контакт: проводить ежедневные планерки, только часть из которых будет по теме бизнеса.
Если сотрудники слишком сфокусированы на негативе — внедряйте игротерапию на собраниях, например, начните проводить SWOT-анализ в креативной, игровой манере. Включите в себе «Состояние ребенка», из которого рождаются самые невероятные, на первый взгляд, идеи.
Запустите обучающие программы, нацеленные на повышение уровня сотрудников. Руководитель сам должен читать интересные книги, искать хорошие новостные инфоповоды и делиться информацией с командой. Любой позитивный контекст имеет терапевтический эффект.
Открыто о хорошем. Спокойно о плохом.
Постарайтесь вести максимально честный, открытый диалог. Подсвечивайте хорошее, например, у компании есть запас прочности, а рынок дает новые возможности для развития, которые мы совместными усилиями должны освоить. При этом не стоит замалчивать о возможности негативного сценария. Но важно показать, что и в таком случае сотрудники могут рассчитывать на заботу со стороны компании: им обеспечат финансовые выплаты, психологическую поддержку, лучших специалистов порекомендуют компаниям-партнерам.
Острый вопрос к руководителю: Срочно нужно повышение зарплаты, сможете поднять?
Сотрудник эмоционально просит повышения зарплаты, приводя аргументы о всероссийском подорожании продуктов и постоянном росте цен. Желательно не избегать таких разговоров и не откладывать их в долгий ящик. Как известно, избегая мелкие неприятности, мы рискуем получить большие. Поэтому, как можно спокойнее выслушайте сотрудника и постарайтесь выяснить, почему он видит решение своих проблем через добавку к зарплате. Что у него случилось? Если это срочные платежи по ипотеке, кредиты и др. возможно решить вопрос авансом, при этом остаться в хороших отношениях с сотрудником и не повышать зарплату. В условиях высокой волатильности повышение зарплат как на фондовом рынке — лишь бы не сработать в минус.
В подтверждение выше написанного, пришла новость о том, что более половины российских предпринимателей МСБ (54%), а среди представителей микробизнеса — 65%, отметили снижение объемов продаж в их компаниях. Контрмерой стало сокращение текущих расходов, в первую очередь на IT, рекламу и маркетинг (37%), сокращение зарплат (16%), сокращение штата (23%), полный или частичный отказ от аренды офиса (16%) и перевод сотрудников на удаленный формат работы (15%) — по данным аналитического центра НАФИ. Март, 2022г.
Каждый понедельник Лидер начинает с призыва к действию!
Кризис — ситуация высокой неопределенности, поэтому все, что дает твердую почву под ногами, воспринимается крайне позитивно. Персоналу важно видеть и слышать руководителя для нейтрализации лишнего недоверия и напряжения.
Еженедельные коллективные коммуникации в общем чате, по видео-связи или очно по понедельникам с обзором происходящих процессов и рабочим посылом на новую неделю.
Сотрудники должны понимать вектор движения компании по определенному плану, даже если план заключается в том, чтобы не совершать резких движений или взять паузу, — этого достаточно.
Как быстро восстановить ресурсное состояние руководителю?
Разрушительные привычки лучше избегать при стрессе:
- Алкоголь, чрезмерное курение и психоактивные вещества.
- Пассивный режим и сон целыми днями напролет до пролежней.
- Уход с головой в работу без сна, еды и 6-ти часового отдыха.
- Замкнутость, одиночество и отстранение от близких. Ушел в себя и не вернулся.
- Не соблюдение личной гигиены.
- Перевод негатива на близких. Агрессия. Скандалы. Психозы.
- Находить упоение в еде: обжираясь, не побоюсь этого определения, сладким, жирным, соленым и острым. Может это и благо, что Макдональдс уходит.
- Утопать в негативных новостях и вступать в холивар на форумах со специально обученными троллями. Здесь и в нормальном состоянии, никаких нервов может не хватить. За троллем технология стоит и ему все равно на предмет спора. Хайп ради хайпа. Не забывайте об этом.
Варианты самовосстановления на выбор:
- У каждого есть своя индивидуальная процедура быстрого восстановления или комплекс процедур снятия стресса.
- Для кого-то достаточно пробежаться, слегка нагрузить мышцы и снять напряжение.
- Кому-то — пройтись по лесу и, как следует, продышаться с помощью дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика нужна и в ежедневной практике, она очищает кровь от токсинов и тонизирует ЖКТ.
- Сходить в сауну и на массаж, чтобы освободиться от токсинов, впрыснутых в кровь гормоном стресса — кортизолом.
- Побыть в одиночестве, собраться с мыслями или скорее наоборот, полностью абстрагировавшись, заняться медитацией. «Полет на крыльях намерения» — отлично подойдет.
- Переключиться на хобби в виде гончарного круга или рисования, отлично восстанавливает.
- Перенести внимание на абстрактные приятные темы: музыка, книги, фильмы.
- Использовать технику «Списывания негатива» — заведите дневник и поделитесь с бумагой всем тем, что накопилось внутри, щедро и ничего не удерживая.
- В период восстановления не забывать пить: цикорий, ромашковый или валерьяновый травяной настой.
- Главное условие, — отключить средства связи, чтобы побыть на едине с собой, без воздействия внешнего фактора. Восстановить свою центрированность.
Удачи всем! И берегите себя и свою команду!
Правильно расставить приоритеты в подборе персонала помогут эксперты агентства HR-рекламы — GOTO-WORK.ru
1. Поможем найти редких специалистов — потому что, — знаем аудиторию каждого джоб-портала.
2. Сделаем текст вашей вакансии привлекательным для соискателей — потому что, — благодаря нашему опыту, мы знаем подходы к разным аудиториям соискателей и умело ими пользуемся.
3. Направим к вам поток звонков и откликов от целевых соискателей — потому что, — мы знаем как правильно набирать, где искать и размещаться, и чем заинтересовать соискателей.
Бесплатно консультации и медиа-план — Обращайтесь в наш Телеграм-чат
@AmandaChe!
Рады будем помочь! Работаем прозрачно, оперативно и по договору!
Наш телеграм канал
@gotoworkru
Кратко о важном — присоединяйтесь!