HR-тренд №4. Фактор влияния: Юношеский идеализм завладел умами персонала или Мы хотим сделать мир лучше!
«Тихий Наем» приводит к «Тихому Увольнению»: что же делать?
В условиях нестабильной экономической и политической ситуации, а также потенциальных рисков для здоровья и безопасности, сотрудники стали предъявлять более высокие требования к своей работе.
Им уже недостаточно просто получать высокую оплату с ежегодными бонусами и 13-ой зарплатой, работать в комфортном офисе рядом с домом. Сегодня они хотят радости и всеобщей пользы от своей работы. Хотят, чтобы их работа была наполнена глубоким смыслом. Они хотят быть частью чего-то большего, чем просто работа в найме.
В плюсе находятся те компании, которые активно пропагандируют свои ценности, миссию и социальную ответственность. Именно они сегодня активнее привлекают и удерживают талантливых сотрудников.
Например, некоторые сотрудники предпочитают работать в благотворительных компаниях или участвовать в проектах, приносящих непосредственную пользу обществу. Другие ищут работу с возможностью личностного роста и профессионального развития. Третьи предпочитают работать на стартапы или инновационные проекты, где они могут применить свои навыки и таланты для создания чего-то совершенно нового и полезного.
Работодатель отвечает: Окей зумер! И начинает уплотнять рабочий день работника новыми задачами, формируя из сотрудника многопрофильного специалиста, на все руки мастера. При этом работодатель экономит на найме новых сотрудников, решив проблему 2в1 и обещает своему «многостаночнику» рост оплаты труда завтра, называя все это карьерным ростом.
У этого процесса появился новый термин Quiet Hiring — «Тихий Наем». Это реакция работодателей на кадровый голод и низкую безработицу в РФ. По данным HeadHunter, число предложений о работе с упоминанием требований о многозадачности, увеличилось в 2023 году почти в 3 раза — на 181%.
Реакция сотрудников на «тихий наем» выражается в растущем недовольстве и снижении производительности, особенно болезненно реагируют «белые воротнички».
Руководители навязывают им бессмысленные совещания и планерки, загружают дополнительной работой без повышения зарплаты, возлагают надежды и оказывают доверие.
Quiet Hiring — это процесс найма сотрудников без публичного объявления вакансии. Такой способ найма используется в компаниях в нескольких случаях: когда не могут найти подходящего сотрудника на внешнем рынке или хотят избежать большого количества кандидатов на вакансию.
В первом случае, компании стараются расширить функции и зону ответственности уже нанятых сотрудников, ангажируя их на совмещение с дополнительным обучением или без него.
Во втором, предпочитает приглашать на собеседование только кандидатов по рекомендации. Особенно это распространено при найме на руководящие позиции, когда важно сохранить конфиденциальность.
И, третий случай Тихого найма, заключение трудового договора без официального оформления на работу для оптимизации налоговых и социальных расходов. Тихий наем может привести к нарушению трудовых прав работника и быть незаконным. Здесь есть прекрасная альтернатива — это работа с Самозанятыми сотрудниками.
Недовольство сотрудников приводит к работе «на отвали» или ежедневному «обнулению», когда каждый день как с чистого листа. И тогда появляется новый термин, характеризующий эту стадию как «Тихое Увольнение», которая иногда сопровождается имитацией бурной деятельности, а иногда и скандальным рассказом в соцсетях о негативном личном опыте от работы в компании.
Признаки тихого увольнения
1. Работник начинает реже появляться на работе, опаздывать и уходить раньше положенного времени.
2. Работник перестает проявлять инициативу и участвовать в корпоративных мероприятиях.
3. Работник становится менее коммуникабельным и начинает избегать общения с коллегами.
4. Работник снижает качество своей работы и начинает допускать ошибки.
5. Работник начинает искать новое место работы и готовиться к переходу.
Видимая сложность ситуации, создала предпосылки для пересмотра подходов к управлению персоналом с запросом на максимальное использование человеческих ресурсов и сохранением материальных активов. Плавно подводя процесс управления к фактору развития №4.
HR-менеджмент №4. Фактор развития: Тихий найм по-умному или новый подход к управлению персоналом
Растущий дефицит на квалифицированный персонал, в 2023 год принес понимание нового подхода к управлению персоналом. Все оказалось просто! Вкладывай в кадры, расти свои таланты, формируй кадровый резерв, внедряй культуру благополучия и культивируй нематериальные ценности в компании.
Это простое понимание повысило спрос на разработку программ обучения для развития сотрудников и созданию благоприятной рабочей среды.
Кроме того, компании стали терпеливее к своим сотрудникам. Если сотрудник не справляется со своими задачами, не достигает KPI из-за нехватки навыков или опыта, его стараются доучить до требуемого уровня. Вложения в развитие собственных кадров стали выгоднее, чем наем новых сотрудников.
Чаще всего речь идет про развитие hard skills в той же предметной области, но в 2023 году запрос на освоение смежных навыков стал активнее. Чтобы безболезненно перераспределить между сотрудниками задачи, которые должен был решать новичок, работодатели вкладываются в курсы по тайм-менеджменту и в автоматизацию, включая ИИ-сервисы.
Согласно опросу hh, 55% российских работодателей считают развитие сотрудников приоритетной задачей на 2024 год. 44% увеличили бюджет в этом направлении. Столько же собираются активно использовать новые технологии для автоматизации оценки и обучения персонала.
В процессе отбора кандидатов на вакансию HR-специалисты стараются учесть не только профессиональные навыки претендентов, но и «мягкие» навыки: коммуникабельность, способность к сотрудничеству и лидерские качества.
Кроме того, HR-менеджеры уделяют особое внимание степени соответствия кандидата корпоративной культуре и этическим принципам компании-работодателя.
Фокус на развитии эмоционального интеллекта
Помимо развития технических навыков в своей сфере, растет тренд на развитие у сотрудников soft skills в области правильных коммуникаций — основе основ успешного бизнеса и роста продаж.
Из-за этого спрос на сотрудников с высоким уровнем эмоционального интеллекта увеличился в разы. Такие сотрудники стали более выгодными, благодаря своим умениям лучше адаптироваться к изменениям и эффективно работать в команде.
Поэтому HR-специалистам следует добавить к общим программам обучения методики развития эмоционального интеллекта у своих сотрудников.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность понимать, управлять и выражать свои собственные эмоции, а также понимать, управлять и взаимодействовать с эмоциями других людей.
Эмоциональный интеллект включает в себя умение распознавать свои собственные эмоции и их влияние на поведение, способность эффективно управлять стрессом и адаптироваться к изменениям, а также умение устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в личной и профессиональной жизни, поскольку он влияет на способность решать проблемы, принимать решения, устанавливать контакты с другими людьми и эффективно руководить. Исследования показывают, что высокий уровень эмоционального интеллекта связан с успехом в карьере, улучшением отношений и общим благополучием.
Эмоциональный интеллект можно развивать и улучшать через самосознание, управление эмоциями, социальное влияние и межличностные отношения.
Развитие HR-бренда и активная пропаганда ценностей компании
Развитие HR-бренда и активная трансляция ценностей, миссии и социальной ответственности компании, дает ощущение сотруднику причастности к чему-то большему, чем просто работа.
Поэтому эффективный найм сотрудников для компании во многом зависит от нескольких ключевых факторов:
-
Презентации компании на рынке труда.
Созданию первого положительного впечатления о компании, который побуждает соискателей на отклик и коммуникацию с представителем работодателя.
Прозрачного и комфортного процесса найма на всех этапах.
Положительное впечатление от процесса найма повышает вероятность трудоустройства высококвалифицированных кандидатов. Поэтому менеджеры по персоналу стараются организовать процесс найма максимально комфортным и прозрачным для кандидатов на всех этапах отбора.
Легкому доступу к информации о компании в сети Интернет.
Публикации положительных отзывов о компании от лица сотрудников как работающих, так и уволившихся, используя различные каналы коммуникации: социальные сети, карьерные сайты, ярмарки вакансий и другие платформы.
Первичная информация очень важна для привлечения новых целевых соискателей.
Потому что, каждый соискатель перед откликом на вакансию или собеседованием собирает информацию о компании в интернете из разных источников.
Все больше организаций начинают инвестировать в создание сильного бренда работодателя, который помогает привлекать и удерживать таланты.
Инвестируйте в создание привлекательного сайта компании, развивайте паблики компании в социальных сетях, организуйте мероприятия для сотрудников и проводите пиар-акции при взаимодействии с обществом.
Развитию HR-бренда способствует не только привлечение талантливых сотрудников, но и забота о них после трудоустройства.
Отстроенный процесс онбординга кандидата и его адаптации в целом. Созданию положительной рабочей среды, возможностей для профессионального и личностного роста, а также поддержки баланса между работой и личной жизнью.
Если в этом году Вы запланировали расширить команду и выходить на новые рынки, не тратьте время на рутинные задачи и поиск отзывов в Рунете — доверьте подбор ключевых сотрудников бизнеса профессиональным HR-экспертам агентства кадровой рекламы GOTO-WORK.ru Работаем на рынке более 8 лет. Сотни закрытых вакансий и десятки счастливых работодателей. Присоединяйтесь к команде успеха!
Как быстро оформить заказ и начать подбор Специалистов
- Оставить заявку в Телеграм-чат: @AmandaChe
- Оставить заявку в Whatsapp: +7 985-625-84-86
- Позвонить по ☎ телефону: +7 985-625-84-86